Как сделать сайт интуитивно понятным для пользователя?

Чем проще пользоваться вашим сайтом, тем больше людей смогут его оценить. Неотъемлемой частью «простоты использования» является интуитивность. Интуитивно понятный дизайн означает, что когда пользователь открывает страницу, он точно знает, что делать.

Интуитивно понятный и идеальный дизайн — невидимый. Это значит, что пользователь может сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь ни на секунду. Представьте, что вы в пункте проката автомобилей, вы выбрали машину, хотите сесть в нее, но видите, что у двери нет ручки. Это  пример неинтуитивного дизайна. Он привлекает внимания и выглядит красиво, но не помогает вам прийти к цели. 

Веб-дизайн считается хорошим до тех пор, пока пользователи могут выполнять задачи без перерыва и обдумывания. 

Но почему до сих пор существует множество сайтов, где пользователю приходится разбираться и искать решение своих проблем самостоятельно? Дело в том, что создавать интуитивно понятные сайты сложно — все люди разные. Что интуитивно для одного человека, неинтуитивно для другого. Создание интуитивно понятного дизайна начинается с понимания ваших пользователей. Вы должны выяснить, что для них интуитивно понятно.

«Текущее знание» против «целевого знания»

Люди приходят на ваш сайт, предварительно имея опыт взаимодействия с другими сайтами. Это называется «текущими знаниями». Но есть также «целевые знания» — это то, что пользователь должен знать, взаимодействуя с конкретным сайтом в данный момент. Разрыв между этими знаниями нельзя превышать. В этом задача интерфейса. 

Чем уже ваша целевая аудитория, тем легче для вас. Кто-то среди них — подкованный пользователь, а кто-то — дилетант. И если вы работаете на узкую аудиторию, вам проще ориентироваться на них. 

Если пользователи никогда не пользовались вашим сайтом, это не значит, что их «текущие знания» равны нулю. Возможно, раньше они использовали другие подобные сайты. Допустим, вы никогда не делали покупки в интернете, но вы делали покупки в офлайне много раз. Это уже облегчает взаимодействие, ведь какой-то опыт вы имеете. 

Если большинство ваших пользователей никогда не пользовались веб-сайтом или онлайн-сервисом, как у вас, вам нужно разобраться с концептуальной моделью.

Знайте своего пользователя 

Чтобы создавать веб-сайты, которые будут интуитивно понятны пользователям, необходимо узнать, где находятся текущие и целевые точки знаний. Что пользователи уже знают и что им нужно знать? 

Есть два отличных способа выяснить это:

  • Полевые исследования. Наблюдайте за своими клиентами, спрашивайте их.
  • Тесты юзабилити. Попросите людей использовать сайт, дайте им задания и попросите их прокомментировать вслух. Это позволит определить целевые знания.

В обоих случаях наблюдайте и делайте заметки, не мешая. Вы быстро определите основные проблемы. Десять испытуемых обычно выявляют более 90% проблем.

Когда сайт интуитивно понятен в использовании? 

Когда текущие знания равны целевым знаниям. Либо на сайте все максимально легко, и работа с ним не требует никаких знаний, либо на нем есть инструкция и навигация. 

Лучший пример для первого условия — поиск Google. Вы не можете использовать его неправильно. Дизайн настолько прост, насколько это возможно. 

Хороший пример второго условия — Wufoo. Когда вы входите в систему и начинаете создавать свою первую форму, инструкции упрощают ее, и процесс обучения кажется естественным.

Интуитивная навигация

Около 76% потребителей утверждают, что наиболее важным фактором в дизайне сайта является то, что «сайт позволяет легко найти то, что нужно». А найти желаемое можно с помощью навигации. 

Чётко обозначьте свои пункты меню, чтобы люди знали, что находится за ссылкой. Используйте знакомые слова. Кажется, что все просто, верно? И все же, 50% пользователей не покупают, потому что они не могут найти то, что они ищут. Вот почему поиск по сайту очень важен. 

Люди проводят большую часть своего времени на других сайтах

Ваш сайт — это лишь малая часть от всего, что они получают, чтобы сформировать свою концептуальную модель или установить свои текущие знания. 

Типичные и привычные элементы дизайна сайта включают в себя:

  • Щелчок по логотипу (в верхнем левом углу) всегда должен возвращать пользователей на домашнюю страницу .
  • Последняя ссылка в горизонтальном навигационном меню (или нижняя в вертикальном меню) должна быть с вашими контактами для связи.
  • У вас должна быть контактная информация в нижнем колонтитуле.
  • Стремитесь к последовательности: навигация и другие важные элементы должны оставаться в одном месте на всем сайте.
  • Ссылки должны быть легко отличимы от обычного текста.
  • Полоса прокрутки должна быть видимой.
  • Выровненный по левому краю текст легче читать, чем по правому краю.
  • Используйте понятные для пользователей языковые термины во всем интерфейсе. 

По мотивам статьи: Conversionxl.com

Условия передачи информации

Я даю согласие OOO «ЭсБилдер» (далее «BINN») на обработку моих персональных данных в соответствии со статьями 6, 9, 10, 18 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», указанных в онлайн-форме и/или предоставленных мною с целью:

Способы обработки персональных данных могут быть любыми, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, обновление, изменение, воспроизведение, обезличивание, блокирование и уничтожение.

Настоящее согласие применяется в отношении обработки следующих данных: имя, номер телефона, адрес электронной почты (E-mail).

Настоящее согласие предоставляется сроком на пять лет. По истечении указанного срока действие согласия считается продленным на каждые следующие пять лет при отсутствии сведений о его отзыве.

Согласие может быть отозвано мною в любой момент путем направления в BINN подписанного мною письменного заявления.